учитель-дефектолог

 

График работы пункта коррекционно-педагогической помощи

ГУО «Детский сад №112 г. Витебска "Праменьчык»

Учителя-дефектологи

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Кукор

Екатерина

Вячеславовна

 

15.00 – 19.00

Садовская

Елена Леонидовна

 

15.00 – 19.00

8.00 – 12.00

8.00 – 12.00

15.00 – 19.00

8.00 – 12.00

 

Коррекционно-развивающее занятие для детей 5-7 лет с нарушениями речи

 с использованием сказочных сюжетов

"Красная шапочка"

презентация

 

Использование сказочных сюжетов на коррекционно-развивающих занятиях

с детьми 5 -7 лет

презентация

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ

для родителей         для педагогов

Полезные интернет-ресурсы для дошкольников

Полезные интернет-ресурсы для дошкольников (ссылка)

Консультации учителя-дефектолога

 

10 советов по развитию речи малыша

  1. Повторение - мать учения. Называйте все, что делаете («Вот синие носочки. Наденем их на ножки!»), все предметы дома, все явления на улице, предупреждайте, что сейчас придет папа, бабушка или гости. И, поверьте, результаты скоро дадут о себе знать.
  2. Повторение за ребенком. Вам кажется нудным и бесконечным лопотание «ду-ду-ду-ду»? А попробуйте хором! И тут же увидите, как весело это покажется вашему ребенку. И тут вдруг увлеченно затейте новую «песню» - «до-до-до». Повторяет? Продолжайте в том же духе, перебирая все гласные. Это прекрасная тренировка не только речевого аппарата, но и развивающая игра.
  3. Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой. Кончики пальцев и умение управлять своими движениями напрямую связаны с участками мозга, отвечающими за развитие речи. Конечно, шнурки завязывать еще рановато. Давайте для игры совершенно разные предметы – круглые, шершавые, ребристые, мягкие, липкие, шуршащие, гладкие и т.д. Чем разнообразнее, тем лучше. Не секрет, что многие дети предпочитают играть не дорогущими развивающими ковриками и играми, а обычными баночками с крышечками, ложками, коробочками, лоскутками и фантиками. Огромной популярностью пользуются разноцветные пуговицы, нанизанные на нитку, которые можно перебирать наподобие четок. Предоставьте ребенку выбор!
  4. Старайтесь избегать языка жестов. Попробуйте не реагировать на протянутую руку или тычущий палец, и, отдавая ребенку вещь, говорите – скажи «дай». Постепенно усложняйте вариант – «Скажи: мама, дай грушу». Выучите слова «пожалуйста» и «спасибо».
  5. Активный интерес пробуждают звуки животных и подражание им - «му-му», «ав-ав», «ква-ква» и т.д. Попутно вы выучите многих животных, рассматривая картинки в книжках.
  6. Общайтесь с «говорящими» сверстниками или иногда с разговорчивыми детьми постарше. Желание подражать пересилит все неудачи.
  7. Пойте песни! Даже если у вас нет слуха и голоса. Применяйте хитрый прием – вдруг «путайте» некоторые слова и после небольшой паузы редкий ребенок удержится, чтобы не исправить вас! Например, «добрый доктор Айболит, он под деревом… лежит (идет, стоит, поет)»
  8. Ритмичные, легко запоминающиеся стихи – это не только развлечение, но и обучение. Стихи можно читать по 10 раз и каждый раз ребенок их слушает как первый. Делайте вид, что забыли некоторые фразы в самом интересном месте, или продолжение и окончание – и вы их услышите. Пропевайте, простукивайте, прохлопывайте выученные стихотворения.
  9. Не игнорируйте попытки ребенка что-то вам рассказать. Будьте терпеливыми! Старайтесь слушать внимательно, не перебивать. Можно удивляться, переспрашивать, поражаться «как? Покажи-ка» и вообще делать крайне заинтересованный вид. И вы обнаружите желание вашего ребенка рассказать вам все, что он видит и слышит. Особенно полезно, придя с прогулки, рассказать кому-нибудь из домашних, что произошло. Например, папе. Что там выпал снег, он холодный, белый, можно брать его ручкой и Ваня брал его ручкой и т.д. Или как кормили птичек, упали в лужу, катались с горки, дружили с девочкой Аней и т.д. Папа должен без конца поддакивать и удивленно переспрашивать.
  10. Старайтесь не окружать игровое пространство малыша электронными игрушками, потому что ребенок становится пассивным наблюдателем за игрой, а не активным участником. Исключаются фантазия, все действия (кроме нажатия кнопки или рычажка), и ребенок привыкает, что ни процесс, ни результат игры, от него не зависят. Играйте мячами, машинками, кубиками, пирамидками, матрешками, а яркие сияющие изобретения оставьте на потом.

 

 

Речевая ошибка или закономерное явление?

Если внимательно прислушаться к детской речи, можно заметить множество «новых» слов, которые не могли быть заимствованы от взрослых: «правдун», «медляк», «гусья кожа», «плохайка» и др. Появление таких слов в речи детей называют словотворчеством. Что же представляет собой эта удивительная способность детей?

Здесь интересно привести некоторые наблюдения психолога Т.Н. Ушаковой, которая выделила три основных правила, по которым дети образуют новые слова.

Первый способ – часть какого-нибудь слова используется как целое слово («Мы лепили-лепили, и получилась лепь», Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах!») Начиная говорить, ребенок как бы вырывает из слова ударный слог. Взрослые говорят: «лепим», «слеплено», ребенок же выделяет ударный слог «леп» и получается «лепь».

Второй способ создания новых слов – к корню одного слова прибавляют окончание другого. Эти слова звучат своеобразно: пургинки, умность, пахнючий и др. Взрослые так не говорят, но ведь если присмотреться внимательно, то именно от взрослых дети получают образцы создания таких словообразований, т.е. здесь в конечном счете срабатывает  механизм подражания. Ведь «пургинку» ребенок создал по образцу снежинки, «умность» на основе слов  глупость, робость.

Третий способ – одно слово составляется из двух. В таких словах, как «бананас», «огромадный» происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: банан-ананас, огромный – громадный. Эти слова строятся по тому же принципу, сто и слова взрослых «самолет», «ледокол». Здесь тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребенок постоянно слышит. Таким образом, словотворчество имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие. Ни одно «новое» детское слово  нельзя считать абсолютно оригинальным – в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому  это слово построено и который может быть дан сейчас, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть.

Наиболее интенсивное словотворчество наблюдается у детей от 3,5 до 6 лет. После этого периода словотворчество детей начинает угасать. Почему это происходит? Иссякают творческие способности ребенка? Вовсе нет. Просто к этому возрасту ребенок прочно усваивает те обороты речи, которые используют взрослые, тонко выделяет различные грамматические формы, свободно ориентируется в том, какую из них и когда нужно применять. К тому же у детей формируется самооценка и самоконтроль.

К.И. Чуковский был абсолютно прав, когда утверждал: «Ребенок, который в своей жизни не создает таких замечательных речений, как «ползух», «тормозило», «кружинки», никогда не станет хозяином своего языка. Он болен, надо быть глухонемым, чтобы не чувствовать  изящества и выразительности детских языковых находок»

 

 

Сто тысяч почему

— Почему луна на землю не падает?

— Почему у собаки много ног, а у меня две?

— А если Пушкин умер, почему же тогда сказки Пушкина?

— Может козел жениться на еже и какие у них будут дети — с рогами или иголками?

— Почему курица не летает, а крылья у нее есть?

— Почему девочки носят платья, а мальчики нет?

В 4-5 лет дети буквально начинают засыпать взрослых подобными вопросами. Этот возраст так и называют иногда «возрастом почемучек». Необузданное детское любопытство было неоднократно воспето в песенках и стишках. Достаточно вспомнить «Почемучка, почемучка, милый мой» или «Сто тысяч почему».

Детские вопросы не только вызывают умиление и восхищение взрослых, но порой заводят их в тупик. Потому что простые, однозначные ответы на них, доступные детскому пониманию, просто невозможны. Эти ответы предполагают подробные и обстоятельные объяснения законов живой и неживой природы, которые ребенок в 4-5 лет еще не в силах постичь даже с помощью самого образованного взрослого. А если даже взрослый и попытается дать научно обоснованный ответ на вопрос ребенка, малыш поймет его весьма своеобразно.

Так, один мальчик за обедом спросил своего папу, зачем в курице есть кости. Выслушав пространное сообщение отца об опорной функции скелетных костей у позвоночных, мальчик суммировал его объяснение следующим образом: «Значит, кости нужны для того, чтобы мясо не падало на землю».

Вопросы пятилетнего ребенка порой поражают взрослого своей неожиданностью. В сознании ребенка удивительным образом уживаются самые несовместимые, с точки зрения взрослого, понятия.

Когда мама однажды спросила свою пятилетнюю дочку, кто такой Хрюша из передачи «Спокойной ночи, малыши!», она не задумываясь ответила: «Обыкновенный живой игрушечный говорящий поросенок. Что тут непонятного?» Для ребенка вполне естественно, что волшебное и реальное, живое и неживое могут легко совмещаться в одном предмете.

Ум ребенка напряженно работает, обобщая и анализируя окружающий мир, совершая своеобразные открытия, которыми дети охотно делятся со взрослыми: «А правда, что мандарин — это сын апельсина?», «Мам, посмотри, хомяки сделаны из мышек!». Эти вопросы и умозаключения дошкольников свидетельствуют о появлении очень важной потребности, присущей только человеку, — потребности объяснять мир. Потребность и способность дошкольников объяснить мир не раз исследовались психологами.

Здесь нам важно подчеркнуть, что познавательная потребность ребенка возникает, удовлетворяется и развивается в речевом общении со взрослым. Только слово, высказывание, рассказ взрослого помогают дошкольнику по-новому взглянуть на окружающие вещи, узнать о том, чего он не может видеть, связать воедино то, что совсем не связано в его повседневной жизни и сформулировать свои собственные вопросы.

Первые вопросы и умозаключения дошкольников — важный показатель того, что речь ребенка перестала быть связанной только с практическими, деловыми потребностями — дать, помочь, принести и пр. Взрослый становится для ребенка не только источником тепла, ласки, помощи в его конкретных практических нуждах, но и источником новой информации. Теперь уже недостаточно быть внимательным к ребенку, кормить, одевать его, играть с ним в игрушки. Нужно еще постоянно разговаривать, рассказывать о том, чего сам ребенок еще не знает, и конечно же, отвечать на его вопросы!

 

6 ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ (о работе учителя-дефектолога в детском саду) 1.Что такое ПКПП и чем он отличается от речевой группы в специальном детском саду?

ПКПП – пункт коррекционно-педагогической помощи (логопункт), основной целью работы которого является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим трудности в освоении программы дошкольного образования.

В зависимости от характера нарушений физического или психического развития в пункте могут быть сформированы группы для детей:

- с нарушениями речи

- с нарушениями слуха

- с нарушениями зрения

- с нарушениями психического развития.

 

Отличия ПКПП от речевой группы.

  • Учитель-дефектолог (логопед) в ПКПП (логопункте) встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевой группе.  Работа учителя-дефектолога строится с учетом внутреннего расписания ДОУ.
  • В отличие от специализированных  групп, задача коррекции речи в логопункте является дополнительной. В расписании   нет времени, специально отведенного для занятий с учителем-дефектологом, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной образовательной программы. 
  • Нет тесной взаимосвязи с воспитателями групп.  Педагоги работают по своим планам и не имеют возможности осуществлять постоянный контроль за правильным произношением звуков.
  • В логопедической группе состав детей не меняется в течение года,  на учителя-дефектолога приходится  до 12 детей.   На логопункт дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у  логопеда занимаются 22-26 детей.
  • В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое нарушение, что определяет программу занятий. На логопункте  одновременно занимаются  дети  с различными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР, заикание, дизартрия и комбинированные дефекты).
  • Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, на логопункте  являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Занятия  кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.   Учитель-дефектолог в ПКПП вынужден  подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты;  в тот день,  когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями   получают    коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети  речевой группы детского сада.

Поэтому,  дети  со сложными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР), посещавшие  ранее речевую группу,    зачастую,   лучше  подготовлены к школе, чем дети с такими же диагнозами, но посещавшие логопункт  при ДОУ. 

2. Что делает учитель-дефектолог? И в чем отличие логопеда от учителя-дефектолога?

Дефектолог - специалист широкого профиля, работающий со всеми категориями детей с особенностями психофизического развития (далее ОПФР).

Уровень подготовки учителя-дефектолога предполагает наличие у него навыков логопедической коррекции, он владеет приемами работы по развитию речи, а также приемами коррекции звукопроизношения.

Логопед изучает причины и структуру нарушений речи, определяет пути исправления речевых дефектов, подбирает обучающие и воспитательные приемы и средства для правильного развития речи.

Логопед занимается любыми речевыми проблемами в любом возрасте. Также работает над развитием у ребенка памяти, внимания, мышления, восприятия, произвольности, моторики и т.д, он владеет всеми необходимыми для этого приемами работы и методиками.

Таким образом, кратким ответом на вопрос «Есть ли различия между логопедом и учителем-дефектологом в рамках работы ПКПП?» - будет ответ: «Нет».

3. Как «попасть» на занятия к учителю-дефектологу (логопеду) в ПКПП?

Согласно Положению о ПКПП (Постановление Министерства образования РБ от 20.10.2011г.) зачисление детей в ПКПП осуществляется приказом руководителя детского сада на основании следующих документов:

  • Заявления законного представителя ребенка.
  • Заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).

Следовательно, учитель-дефектолог самовольно не может зачислить ребенка на занятия.

4. С какого возраста и с какими речевыми нарушениями зачисляют в ПКПП?

Каких детей берут в ПКПП?

На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями. На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь  зачисляются дети 5-6 лет, которым через год поступать в школу.  То есть ребята из старшей группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:

- нарушение произношения отдельных звуков (артикуляторно-фонетическая дислалия);

- нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия  (фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), акустико-фонематическая дислалия);

- грубые нарушения звукопроизношения, обусловленные неразвитым мышечным тонусом (стёртая форма дизартрии, артикуляторно-фонематическая дислалия);

- заикание (лёгкая степень);

- Общее недоразвитие речи 3 уровня (ОНР 3 уровня);

- НВОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи) у детей со стертой формой дизартрии, или  НВОНР не осложненное.

5. Как часто проводятся коррекционные занятия и в какой форме?

Фронтальные (с группой детей) — 1-2 раз в неделю,  индивидуально-подгрупповые занятия — 1-2 раза в неделю.

Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия.

Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет учитель-дефектолог в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста ребенка и его психофизических особенностей.

В основном индивидуальные занятия  в ПКПП длятся 15-20 минут.

Цель групповых занятий – развитие фонетико-фонематического восприятия и обучение элементам грамоты; формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.

Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

6. Нужно ли делать домашние задания и как?

 Для преодоления речевых нарушений необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

  Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

  Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.

  Особое внимание родители должны уделять выполнению рекомендаций учителя-дефектолога.

  Весь речевой материал, полученный в качестве рекомендаций от логопеда, должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания:

- задания должны быть прочитаны ребенку;

- все задания выполняются до конца.

   Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка.

  Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.

Уважаемые родители!                                                              

     Чистая, правильная речь ребёнка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, то есть его поведение, следовательно, и его личность в целом.                     

     У многих детей старшего дошкольного возраста отмечаются недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи (под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамматически правильное его использование): дети с трудом могут подобрать нужное слово, неправильно употребляют предлоги, изменяют окончания слов, не согласуют слова между собой и т.п.                                                                      

      Речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря – это признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития.       Наша с вами задача - уделить серьезное внимание накоплению словарного запаса ребенка. При этом заботиться нужно не только об усвоении ребенком как можно большего количества слов, но также и о правильном понимании их значений и смыслового родства.                                                                                               

      Именно вы, уважаемые родители, можете оказать значительную помощь учителю-дефектологу закрепляя с ребенком дома, пройденный на коррекционных занятиях материал.                                         

      Занимаясь с ребенком дома рекомендуем придерживаться следующих правил:            

1.Занятия проводите ежедневно по 15 - 20 минут с небольшими перерывами;            

2.Занятия проводите в игровой форме;                                                                            

3.Не принуждайте ребенка к занятиям;                                                                           

4.Не спешите переходить к следующему заданию, если ребенок не усвоил предыдущее;

5.Для проведения некоторых игр используйте картинки и мяч.                  

     У вас нет времени? На кухне во время приготовления еды можно проводить игры на обогащение словаря ребёнка ("Вкусняшки". Давай вспомним самые вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет "вкусное" слово и "кладёт" на тарелочку, затем вы.) По дороге в детский сад и из него, при посещении магазинов, при визите в поликлинику и т.д., необходимо только ваше желание и терпение. Обязательно поддерживайте у ребенка желание заниматься, поощряйте малейшие успехи и учите преодолевать трудности.

      Предлагаем вашему вниманию упражнения и задания  по формированию лексико-грамматического строя речи, которые вы  можете использовать, занимаясь с ребенком дома.

Упражнения

Советы родителям по формированию фонематических процессов и обучения грамоте детей

    Эффективность коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком  дома.

      Осознанное включение родителей в совместный с учителем–дефектологом коррекционный процесс  позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-дефектолога и родителей будут осуществляться независимо друг от друга.

     Практический опыт работы позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-дефектолога для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-дефектолога, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Советы и упражнения

Артикуляционная гимнастика