1.Маршрут "Медцентр - Витебский зоопарк"
2.Рекомендуемый возраст ребёнка: 2-7 лет
3.Содержание маршрута:
- Рассмотрите и понаблюдайте с ребенком по маршруту следования находящиеся по пути объекты, строения. Поразмышляйте вместе с ребенком о том, для чего эти объекты предназначены, какие объекты ребенок знает и посещает.
- Обратите внимание ребенка на вид улиц, на погоду.
- Заранее ознакомьтесь с обитателями зоопарка, их кличками
- Прогуливаясь по зоопарку обратите внимание ребенка на различные виды животных и птиц.
- Сделайте фотографии ребенка рядом с теми животными в вольерах, которые больше всего его заинтересуют. Используя эти фотографии можно поговорить с ребенком о том, что это за животное, его отличительные признаки (цвет, размер, хвост, зубы, лапы и пр.), как оно спит, ест, что любит делать, какие звуки издает, на какое животное может быть похоже и чем.
- По дороге домой задайте ребенку вопросы: Понравилась ли прогулка выходного дня? Попросить назвать то, что запомнилось больше всего.
- Описание
Адрес: г.Витебск, ул. Я. Купалы, 17
Витебский зоопарк основан 30 марта 1992 года на месте бывшего парка аттракционов, находится в центре города недалеко от Свято-Успенского кафедрального собора, памятника героям Отечественной войны, Пушкинского моста и парка культуры и отдыха имени Фрунзе. Живут в Витебском зоопарке более 70 видов животных. Возле каждого вольера имеются информационные таблички с описанием.
На территории зоопарка обитает около 70 видов животных в количестве более 1000 особей. Множество из них составляют зверюшки, пострадавших от людей и попавших сюда ранеными. Частенько люди приносят сюда малышей, найденных в лесу, а также домашних животных, которым не могут обеспечить уход дома. Обо всех питомцах работники заботятся несмотря ни на какие трудности, ремонтируются помещения и закупается качественный корм. К слову, одно из самых долгоживущих в зоопарке животных — лошадь Ласточка, которая находится здесь более 20 лет. Среди класса млекопитающих в зоопарке есть представители отряда хищников (львы, рыси, ягуары, лисы, волки, медведи, мангусты, носухи, енотовидные собаки, хорьки, шиншиллы), приматов (макаки, мартышки, галаго), парнокопытных (верблюды, гуанако, ламы, лоси, олени, зубры, кабаны, косули, козы, камерунские овцы, карликовые свиньи, нильгау), непарнокопытных (лошади, ослы), грызунов (дикобразы, белки, морские свинки, нутрии, сурки), а также ежи, кролики, кенгуру и египетские летучие собаки отряда рукокрылых.
Перед тем как отправиться в зоопарк:
- сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;
- расскажите о правилах поведения на природе, в парке, зоопарке.
Продолжительность по времени 1.5-2 часа (в зависимости от интереса ребёнка и степени самочувствия).
Для посещения этого места можно провести предварительную работу:
-беседа с ребенком о том, что зоопарк - довольно опасное место, и вести себя там нужно очень осторожно. Громкий крик может испугать животных, которые в ответ могут броситься на обидчика. Расскажите ребенку, почему нельзя давать сладости или любую другую еду животным, и чем грозит ребенку попытка дотянуться до зверя рукой или залезть за ограждение. Не подводите детей близко к стеклянным заграждениям, глубоким рвам и другим опасным местам.
- рассмотрите с ребенком иллюстрации домашних и диких животных. Расскажите ребёнку, что есть животные, которые живут рядом с человеком, и человек заботится о них, а есть животные, которые живут в лесу.
-можно почитать сказки «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок».
Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту
Что рассмотреть с ребёнком: Что выше – дерево или куст? Какого цвета цветы на клумбе? Дома могут быть высокие и низкие. Что везет грузовая машина? Кто едет в легковом автомобиле? Чем отличается автобус от троллейбуса? Во что одеты прохожие? Как называется часть улицы, где движутся прохожие? Есть ли облака на небе? Какого цвета облака? Светит солнце или спряталось за тучу? Почему на деревьях трепещут листочки?
Беседа с ребенком в процессе движения по маршруту:
Расскажите ребенку, что в зоопарке живут разные животные. И домашние, и дикие. Животным лучше жить на воле, но бывает так, что животные попадают в беду. Тогда их спасает человек и оставляет жить в зоопарке. Помогает им и ухаживает за ними.
Спросите у ребенка: -Как может человек ухаживать за животными?
В первый раз рассмотрите минимальное количество животных. Лучше рассмотреть животных, которые хорошо знакомы малышу (лиса, волк, медведь, лошадь, коза, белка, еж). Расскажите ребёнку об отличительных признаках животных. Сравните зверей с иллюстрациями из любимых книжек, попросите малыша описать каждого зверя.
Что рассказать ребенку о животных:
Белка - маленькое животное, которое живет в лесу. Главная гордость белочки - её пушистый хвост. Домик белочки – дупло или уютное гнездо. Белка очень запасливая хозяйка. Летом и осенью наполняет свои кладовые орехами, шишками, грибами, желудями.
Лошадь – самое быстрое домашнее животное. Лошадь очень красивая. Особенную красоту придают этим животным хвост и грива. У лошади гибкая шея, тонкие ноги, звонкие копыта. За лошадью ухаживает человек. Он кормит ее сеном, овсом.
Медведь – большой мохнатый зверь, который живет в лесу. Про него еще говорят – косолапый, неуклюжий. Но на самом деле он сильный, смелый и ловкий. Хозяин леса. Медведь умеет плавать, быстро бегать и лазать по деревьям. Ест медведь мясо, рыбу, ягоды, мед, вкусную траву и корешки. Зимой мишка впадает в спячку в своей берлоге.
Коза – домашнее животное. У нее на голове рожки, коза любит бодаться. Ест коза траву, веточки деревьев и кустов. Дает вкусное и полезное молоко.
Лиса – живет в лесу. В норке. Шерсть у нее рыжая, хвост длинный пушистый. Все лису называют умной и хитрой. Любит лиса полакомиться жучками, лягушками. Ловит птиц, охотится на зайцев и мышей.
Волк - хищное животное, которое живет в лесу. Живут волки стаями. Днем прячутся в логове. А ночью охотятся на других животных.
Ёж – дикое животное. Живет в лесу. Мордочка у ежа маленькая с вытянутым носом. Лапы короткие, а на спине ёж носит колючки, которые спасают его от врагов. Ест еж червяков, жуков, лягушек, змей, мышей. Живет в норке. На зиму впадает в спячку.
Сделайте фотографии ребенка рядом с теми животными в вольерах, которые больше всего его заинтересуют. Используя эти фотографии, можно поговорить с ребенком о том, что это за животное, его отличительные признаки (цвет, размер, хвост, зубы, лапы и пр.), где живет, что ест, что любит делать, какие звуки издает. Спросите у ребенка, чем это животное понравилось/не понравилось.
Можно рассказать ребёнку стихи про животных:
Лошадка.
-Но!- сказали мы лошадке
И помчались без оглядки.
Вьется грива на ветру.
Вот и дом. Лошадка, тпру!
В.Берестов.
Ёжик.
-Что ж ты, Ёж, такой колючий?
-Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи!
Б.Заходер.
Волк и лиса.
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
-Лисавета, здравствуй
-Как дела, зубастый?
С.Маршак.
Загадки про животных:
-Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил,
А в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк.
(Белка).
Кто на привязи гуляет,
Травку щиплет на холме.
И, хозяйку ожидая,
Одиноко блеет: «Ме-е».
(Коза).
Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный?
(Волк).
Круглый год – зимой и летом.
В шубку тёплую одета.
До чего же хороша
Наша рыжая … (лиса).
Можно предложить ребёнку поиграть в такие игры:
Игра «Чей малыш».
Ход игры: Используйте карточки с изображением животных и их детёнышей. Назовите малышу взрослое животное, а ребёнок пусть найдет карточку с изображением детёныша и назовёт его.
Игра «Чей хвостик».
Ход игры: Предложите ребенку карточку с изображением хвоста, а ребёнок пусть попробует назвать и найти вольер с животным, которому подойдет этот хвост.