Маршрут выходного дня

Маршрут по местам памяти героев Великой Отечественной войны.

Уважаемые родители! Вы можете ознакомиться с материалами о любом из маршрутов, предложенными на странице, а потом проехать по этим маршрутам всей семьей и не только всё увидеть своими глазами, но и рассказать детям об интересных исторических фактах нашего города.

Война принесла Витебску большие потери. После освобождения от немецкой оккупации город был сильно разрушен. До конца войны сохранились лишь 7% предвоенного жилого фонда. Из не менее 180 тысяч довоенного населения, после освобождения осталось всего 118 жителей. Вскоре после войны Витебск посетили представители союзников — американцы. Увидев разрушенные улицы города, они выразили мнение о невозможности его восстановления: «Это мертвый город. Ему пришел конец. Нет такой силы, которая вернула бы ему жизнь». Однако, город начал оживать.

Его жители стали возвращаться из эвакуации, из партизан. 1 июля 1944 года в нём уже числилось 1826 человек. После Победы в город вернулись горожане, вывезенные на принудительную работу в Германию, а также узники лагерей смерти и военнопленные. Началось восстановление Витебска.

С каждым годом становится все меньше живых свидетелей тех военных лет. Поэтому так важно сохранить память о них в мемориалах, обелисках, книгах. И, конечно, в наших сердцах.

Микрорайон Медцентр - Мемориальный комплекс "5-ый полк"

"МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС "5-ЫЙ ПОЛК"

Дата открытия: 1964 год

Архитектор: А. Бельский

Участники: дети и родители

Рекомендуемый возраст ребенка: 5-7 лет

Вид маршрута: пеший, автомобильный.

Возьмите с собой: брошюру, воду, мобильный телефон, фотоаппарат, хорошее настроение.

Как добраться:

  • на легковом автомобиле
  • на маршрутке № 57

            На окраине Витебска есть небольшой мемориал в память о тысячах людей, которые были замучены фашистскими оккупантами в концлагере "5-ый полк" в годы Великой Отечественной войны.

Небольшой бетонный обелиск на месте расправы над солдатами и жителями Республики Беларусь установили еще в 1964 году, к 60-летию Победы, в 2005 году, здесь появился гигантский православный крест, а  в 2012 году, состоялось открытие небольшой каменной часовни из красного кирпича.

            Сегодня мемориальный комплекс, включающий в себя стелу, православный крест и часовню, находится прямо у дороги, в конце улицы Титова. Рядом небольшая парковка, чуть поодаль - несколько современных многоэтажек. От часовни ведет аллея, которая заканчивается мемориальной плитой: буквы на ней почти стерлись, но еще можно различить, что она сообщает о том, что в этом месте погребены более 100 тысяч советских граждан.

А за черной плитой открывается вид на широкое распаханное поле. Сами захоронения находятся чуть в стороне от мемориального комплекса. К ним нет никакой дорожки, но при желании пройти можно. В поле среди кустов хаотично расставленные пирамиды, увенчанные красными звездами, и деревянные кресты в память о тех, кому не суждено было дожить до дня Победы.

             Перед тем как отправиться к памятному месту, сообщите ребенку, куда вы отправляетесь; расскажите о правилах поведения при посещении памятных мест; можно приготовить живые цветы.

  При посещении мемориального комплекса:

-спросите у ребёнка, что он знает о Великой Отечественной войне;

-расскажите, как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники);

-спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы);

-обратите внимание ребёнка на внешний вид обелиска, на лица героев, высеченных в камне. Обратите внимание ребёнка на гранитную плиту, предложите положить цветы;

-поинтересуйтесь у ребенка знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).

 

Какие вопросы задать ребенку:

  1. Кого можно назвать защитником Отечества?
  2. Что такое война?
  3. Нужна ли она на земле?
  4. Почему людям и всему живому нужен мир?
  5. Когда мы отмечаем День Победы над фашисткой Германией?
  6. Нужно людям нужно помнить о войне?
  7. Как люди сохранили память о войне?

Что предложить ребенку сделать после прогулки:

  • предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось;
  • побеседуйте о наиболее ярком впечатлении от прогулки;
  • предложите почитать или заучить стихотворение о Великой Отечественной войне.

По возвращении домой можно предложить послушать ребёнку стихотворения:

День Победы

Майский праздник —

День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

 

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

Что за праздник?

В небе праздничный салют,

Фейерверки там и тут.

Поздравляет вся страна

Славных ветеранов.

А цветущая весна

Дарит им тюльпаны,

Дарит белую сирень.

Что за славный майский день?

 

Можно предложить ребёнку поиграть в такие игры:

«Кем я буду в Армии служить?»

Цель: закрепить знания детей о военных профессиях; развивать воображение; воспитывать гордость за нашу Отчизну.

Ход игры: Перед детьми располагают картинки или фотографии с изображением оружия, техники, предметов и атрибутов, используемых военными. По тому выбору, что сделал ребёнок, следует определить военную профессию. Назвать в каких войсках хочет служить ребёнок, когда вырастет.

«Парад военной техники»

Цель: закреплять умение ориентироваться на плоскости (справа –слева, вверху –внизу, в середине в углу), различать правую и левую руку, обозначать в речи взаимное расположение предметов, согласовывать числительные с существительными. Закреплять знание государственных символов.

Ход игры: Дети располагают на картинки воинов и военной техники, согласно указаниям воспитателя, в центр площади устанавливают государственные символы – герб и флаг Республики Беларусь. Считают различные предметы, согласовывая числительные с существительными.

 

 

Медцентр - Витебский зоопарк

1.Маршрут "Медцентр - Витебский зоопарк"

2.Рекомендуемый возраст ребёнка: 2-7 лет

3.Содержание маршрута:

  • Рассмотрите и понаблюдайте с ребенком по маршруту следования находящиеся по пути объекты, строения. Поразмышляйте вместе с ребенком о том, для чего эти объекты предназначены, какие объекты ребенок знает и посещает.
  • Обратите внимание ребенка на вид улиц, на погоду. 
  • Заранее ознакомьтесь с обитателями зоопарка, их кличками 
  • Прогуливаясь по зоопарку обратите внимание ребенка на различные виды животных и птиц.
  • Сделайте фотографии ребенка рядом с теми животными в вольерах, которые больше всего его заинтересуют. Используя эти фотографии можно поговорить с ребенком о том, что это за животное, его отличительные признаки (цвет, размер, хвост, зубы, лапы и пр.), как оно спит, ест, что любит делать, какие звуки издает, на какое животное может быть похоже и чем. 
  • По дороге домой задайте ребенку вопросы:  Понравилась ли прогулка выходного дня? Попросить назвать то, что запомнилось больше всего.
  1. Описание

      Адрес: г.Витебск,  ул. Я. Купалы, 17

Рисунок1

    Витебский зоопарк основан 30 марта 1992 года на месте бывшего парка аттракционов, находится в центре города недалеко от Свято-Успенского кафедрального собора, памятника героям Отечественной войны, Пушкинского моста и парка культуры и отдыха имени Фрунзе. Живут в Витебском зоопарке более 70 видов животных. Возле каждого вольера имеются информационные таблички с описанием.

       На территории зоопарка обитает около 70 видов животных в количестве более 1000 особей. Множество из них составляют зверюшки, пострадавших от людей и попавших сюда ранеными. Частенько люди приносят сюда малышей, найденных в лесу, а также домашних животных, которым не могут обеспечить уход дома. Обо всех питомцах работники заботятся несмотря ни на какие трудности, ремонтируются помещения и закупается качественный корм. К слову, одно из самых долгоживущих в зоопарке животных — лошадь Ласточка, которая находится здесь более 20 лет. Среди класса млекопитающих в зоопарке есть представители отряда хищников (львы, рыси, ягуары, лисы, волки, медведи, мангусты, носухи, енотовидные собаки, хорьки, шиншиллы), приматов (макаки, мартышки, галаго), парнокопытных (верблюды, гуанако, ламы, лоси, олени, зубры, кабаны, косули, козы, камерунские овцы, карликовые свиньи, нильгау), непарнокопытных (лошади, ослы), грызунов (дикобразы, белки, морские свинки, нутрии, сурки), а также ежи, кролики, кенгуру и египетские летучие собаки отряда рукокрылых.

Перед тем как отправиться в зоопарк:

- сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;

- расскажите о правилах поведения на природе, в парке, зоопарке.

Продолжительность по времени 1.5-2 часа (в зависимости от интереса ребёнка и степени самочувствия).

 Для посещения этого места можно провести предварительную работу:

-беседа с ребенком  о том, что зоопарк -  довольно опасное место, и вести себя там нужно очень осторожно. Громкий крик может испугать животных, которые в ответ могут броситься на обидчика.  Расскажите ребенку, почему нельзя давать сладости или любую другую еду животным, и чем грозит ребенку попытка дотянуться до зверя рукой или залезть за ограждение. Не подводите детей близко к стеклянным заграждениям, глубоким рвам и другим опасным местам. 

- рассмотрите с ребенком иллюстрации домашних и диких животных. Расскажите ребёнку, что есть животные, которые живут рядом с человеком, и человек заботится о них, а есть животные, которые живут в лесу.

-можно почитать сказки «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок».

 Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту

Что рассмотреть с ребёнком: Что выше – дерево или куст? Какого цвета цветы на клумбе? Дома могут быть высокие и низкие. Что везет грузовая машина? Кто едет в легковом автомобиле? Чем отличается автобус от троллейбуса? Во что одеты прохожие? Как называется часть улицы, где движутся прохожие?  Есть ли облака на небе? Какого цвета облака? Светит солнце или спряталось за тучу? Почему на деревьях трепещут листочки?

 Беседа с ребенком в процессе движения по маршруту:

Расскажите ребенку, что в зоопарке живут разные животные. И домашние, и дикие. Животным лучше жить на воле, но бывает так, что животные попадают в беду. Тогда их спасает человек и оставляет жить в зоопарке. Помогает им и ухаживает за ними.

Спросите у ребенка: -Как может человек ухаживать за животными?

В первый раз рассмотрите минимальное количество животных. Лучше рассмотреть животных, которые хорошо знакомы малышу (лиса, волк, медведь, лошадь, коза, белка, еж). Расскажите ребёнку об отличительных признаках животных.  Сравните зверей с иллюстрациями из любимых книжек, попросите малыша описать каждого зверя. 

Что рассказать ребенку о животных:

Белка - маленькое животное, которое живет в лесу. Главная гордость белочки - её пушистый хвост. Домик белочки – дупло или уютное гнездо.  Белка очень запасливая хозяйка. Летом и осенью наполняет свои кладовые орехами, шишками, грибами, желудями.

Лошадь – самое быстрое домашнее животное. Лошадь очень красивая. Особенную красоту придают этим животным хвост и грива. У лошади гибкая шея, тонкие ноги, звонкие копыта. За лошадью ухаживает человек. Он кормит ее сеном, овсом.

Медведь – большой мохнатый зверь, который живет в лесу. Про него еще говорят – косолапый, неуклюжий. Но на самом деле он сильный, смелый и ловкий. Хозяин леса. Медведь умеет плавать, быстро бегать и лазать по деревьям. Ест медведь мясо, рыбу, ягоды, мед, вкусную траву и корешки. Зимой мишка впадает в спячку в своей берлоге.

Коза – домашнее животное. У нее на голове рожки, коза любит бодаться. Ест коза траву, веточки деревьев и кустов. Дает вкусное и полезное молоко.

Лиса – живет в лесу. В норке. Шерсть у нее рыжая, хвост длинный пушистый. Все лису называют умной и хитрой. Любит лиса полакомиться жучками, лягушками. Ловит птиц, охотится на зайцев и мышей. 

 Волк - хищное животное, которое живет в лесу. Живут волки стаями. Днем прячутся в логове. А ночью  охотятся на других животных.

Ёж – дикое животное. Живет в лесу. Мордочка у ежа маленькая с вытянутым носом. Лапы короткие, а на спине ёж носит колючки, которые спасают его от врагов. Ест еж червяков, жуков, лягушек, змей, мышей. Живет в норке. На зиму впадает в спячку.

Сделайте фотографии ребенка рядом с теми животными в вольерах, которые больше всего его заинтересуют. Используя эти фотографии, можно поговорить с ребенком о том, что это за животное, его отличительные признаки (цвет, размер, хвост, зубы, лапы и пр.), где живет, что ест, что любит делать, какие звуки издает. Спросите у ребенка, чем это животное понравилось/не понравилось.

Можно рассказать ребёнку стихи про животных:

Лошадка.

-Но!- сказали мы лошадке

И помчались без оглядки.

Вьется грива на ветру.

Вот и дом. Лошадка, тпру!

В.Берестов.

Ёжик.

-Что ж ты, Ёж, такой колючий?

-Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы и медведи!

Б.Заходер.

Волк и лиса.

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую лису.

-Лисавета, здравствуй

-Как дела, зубастый?

С.Маршак.

 Загадки про животных:

-Кто с высоких толстых сосен

В ребятишек шишку бросил,

А в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк.

(Белка).

Кто на привязи гуляет,

Травку щиплет на холме.

И, хозяйку ожидая,

Одиноко блеет: «Ме-е».

(Коза).

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный?

(Волк).

Круглый год – зимой и летом.

В шубку тёплую одета.

До чего же хороша

Наша рыжая … (лиса).

 

Можно предложить ребёнку поиграть в такие игры:

Игра «Чей малыш».

Ход игры: Используйте карточки с изображением животных и их детёнышей. Назовите малышу взрослое животное, а ребёнок пусть найдет  карточку с изображением детёныша и назовёт его.

Игра «Чей хвостик».

Ход игры: Предложите ребенку карточку с изображением хвоста, а ребёнок пусть попробует назвать и найти вольер с животным, которому подойдет этот хвост.

Медцентр - Памятник Комсомольцам-подпольщикам

Маршрут выходного дня

«Памятник комсомольцам – подпольщикам»

На пересечении с улицей Зеньковой в Яблоневом сквере установлен памятник комсомольцам-подпольщикам Железнодорожного района, погибшим в борьбе с оккупантами. Памятник был открыт 9 мая 1985 года. Дом № 14 (здание бывшей еврейской больницы) включено в «Государственный список историко-культурных ценностей Витебска». Участники: дети и родители. Рекомендуемый возраст: 5-6 лет

Продолжительность по времени: 1,5 часа (в зависимости от интереса  ребёнка и степени самочувствия).

Как добраться:

Медцентр  -   ЖД вокзал

Маршрутки  № 55, 56.

Троллейбусы № 10,11.

Автобус № 14.

Перед тем как отправиться к памятному месту:

- сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;

-расскажите детям о соблюдении правил безопасности при ожидании общественного транспорта, при переходе проезжей части, при посадке и высадке из общественного транспорта.

- расскажите о правилах поведения при посещении памятных мест;

- можно приготовить живые цветы.

 Примерное содержание беседы

Расскажите ребёнку, что 22 июня 1941 года - одна из самых печальных дат в истории Беларуси. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики.

И люди пошли воевать, защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в этой страшной войне.

Поинтересуйтесь у ребёнка:

 «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны?

Как люди сохранили память о войне? (О героях войны написаны книги, стихи, песни, сняты фильмы,  установлены памятники).

Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить»). Это скульптурные сооружения, обелиски.

Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы.

Сообщите ребенку, что вы направляетесь к одному из них: к памятнику комсомольцам-подпольщикам Железнодорожного района, погибшим в борьбе с фашистскими захватчиками.

 

Информация о памятнике:

Витебское подполье было организовано менее, чем через месяц после начала Великой Отечественной войны. Вплоть до освобождения города в 1944, на его территории действовали подпольные группы. Всего к 1944 году в их рядах состояло более 1500 человек. Комсомольцы-подпольщики были разведчиками, совершали диверсии, спасали советских людей от угона в Германию, распространяли листовки, сводки Совинформбюро, добывали оружие, боеприпасы, медикаменты и передавали их партизанам.

В День Победы – 9 мая 1985 года – в яблоневом сквере был торжественно открыт памятник комсомольцам-подпольщикам Железнодорожного района, погибшим в борьбе с фашистами. Памятник представляет собой монумент, высотой несколько метров, на котором изображены лица солдат, а внизу установлена памятная табличка. С тех пор зародилась традиция чтить память погибшим минутой молчания и возложением цветов.

Игры с детьми:

Игра на координацию движений «Солдат».

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

А потом постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

А потом постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы»     

Пальцы эти — все бойцы

Удалые молодцы.

Два — больших и крепких малых.

 И солдат в боях бывалых.

Два — гвардейца- храбреца,

 Два — сметливых молодца.

Два—героя безымянных,

Но в работе очень рьяных.

Два мизинца — коротышки-

Очень славные мальчишки!

Один, два, три, четыре, пять –

Будем молодцов считать.

Пальцы встали дружно в ряд.

Десять крепеньких солдат.

Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами.

Сжимают и разжимают пальцы.

Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие.

Показывают указательные пальцы.

Показывают средние пальцы.

Показывают безымянные пальцы.

Показывают мизинцы.

Поочерёдно загибают пальцы на правой и левой руке.

Сжимают и разжимают пальцы.

Показывают ладони, разводят в стороны пальцы и сводят их.

Хлопают в ладоши.

Прочитайте ребенку стихотворение  М. Владимова  «Пусть дети не знают войны»

Войны я не видел, но знаю,

Как трудно народу пришлось,

И голод, и холод, и ужас –

Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,

Пусть дети не знают войны,

Пусть яркое солнышко светит!

Мы дружной семьёй быть должны! 

Пусть мир украсит доброта

И расцветут улыбкой лица,

А слово «страшное» война

Пусть никогда не повториться!

Пусть солнце светит над землей,

Любовь шагает по планете.

И в каждой пусть семье большой

С любимой мамой будут дети!

Рефлексия

Придя домой попросите ребёнка рассказать о том, что ему   запомнилось, предложите это нарисовать - яблоневый сад с памятником. Так же можно подготовить со своим ребенком фотоотчёт о том, где вы побывали или   можно попробовать разучить с ребенком стихотворение: 

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись, Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись. Кто б ни был ты — рыбак, шахтёр, Учёный иль пастух, — Навек запомни: здесь лежит Твой самый лучший друг. И для тебя, и для меня Он сделал все, что мог: Себя в бою не пожалел, А Родину сберёг.

(Михаил Исаковский)

 ***

Пусть будет мир

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулеметы не строчат,

Чтоб жили люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

 Н. Найденова

 ***

Я мечтаю стать солдатом Я мечтаю стать ребята Замечательным солдатом. Охранять свою страну, Маму — мамочку мою. Арсенал мой небольшой Танк военный заводной. Автомат, гранаты есть. Отдаю я папе честь!

Ирина Червякова

 

 

 

 

 

 

Медцентр - памятник "Детям войны"

22 июня 1941 года - дата начала Великой Отечественной войны. Этот день стал одним из самых печальных в истории и нашей страны – Республики Беларусь. Мы, белорусы, пронесли печаль того дня через годы и никогда о нем не забудем. В тот далекий летний день люди планировали заниматься своими обычными делами: работать, учиться, играть. Никто даже не подозревал, что весь привычный уклад жизни перечеркнет одно страшное слово – война. Война была продолжительной и страшной. На защиту отечества встали все: и стар, и млад.

Для того, чтобы воспитать у детей уважительное отношение к ветеранам, историческим памятникам, героям войны, предлагаем Вам, уважаемые родители, провести ряд семейных прогулок-экскурсий выходного дня по памятным местам нашего города, напоминающих об истории войны и героическом прошлом нашего народа.

Вашему вниманию предлагаем маршрут выходного дня   к памятнику "Детям войны", с целью изучения истории родного города и края, воспитания чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважительного отношения к старшему поколению, к солдатам и участникам боевых действий.

Маршрут: микрорайон Медцентр -  «Парк партизанской славы» г. Витебск, ул.   Суворова;

Участники: дети и родители;

Рекомендуемый возраст ребенка: 5-7 лет;

  Вид маршрута: пеший, автомобильный.

Возьмите с собой: брошюру, воду, мобильный телефон, фотоаппарат.

Как добраться:

на маршрутном такси № 52, 53;

  на автобусе № 12 до остановки   Площадь Ленина (г.Витебск);

на легковом автомобиле.

Памятник "Детям войны" (скульптор В.Могучий, 2011 год), находится в символичном месте Витебска – Парке партизанской славы имени Миная Шмырёва. Он посвящен детям Великой Отечественной войны.  Памятник представляет собой фигуры мальчика-подростка и маленькой девочки, сидящих на ступенях разрушенного дома. В руках у мальчика краюха хлеба, которую он отдаёт девочке. В основании памятника бронзовая призма с надписью: «ДЕТЯМ ВОЙНЫ». Памятник расположен на постаменте, выполненном из красного и серого гранита. Площадка вокруг памятника выложена тротуарной плиткой.

 Белорусский поэт Владимир Ермакович посвятил этому памятнику такие строки:

«Где мальчик голодный, одетый в обноски,

Свой хлеба кусочек сестре отдает.

Пусть памятник этот скорбящий, неброский,

Для помнящих всех обелиском встает».

Рассмотрите памятник и объясните детям, что в нем запечатлен не просто отдельный эпизод войны, а большое горе белорусского народа. Только весной 1944-го из Витебска в Германию угнали 2,4 тысячи детей (приблизительно, столько людей живет в 9-ти девятиэтажных домах). Еще 6 000 детей (для сравнения приведите в пример летний Амфитеатр, его вместимость 6219 мест), вместе со своими родителями стали живым заслоном во время отступления немецко-фашистских захватчиков.

Опасные участки: пешеходный переход, высокий берег Двины;

Внимание родители!

- следуйте только по  тротуару (не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части);

- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;

 - переходя дорогу, осмотрите проезжую часть, убедитесь, что нет рядом движущегося   транспорта;

- неоднократно напоминайте ребёнку, о соблюдении правил дорожного движения.

 Предварительная работа:

  • Проведите беседы с детьми о Великой Отечественной войне;
  • Прочитайте художественную литературу;
  • Вашему вниманию предлагаем: Кассиль Л. «Улица младшего сына» (Повесть, посвященная трагической судьбе Володи Дубинина, юного партизана — героя Великой Отечественной войны); Катаев В. «Сын полка» (Повесть о мальчике-сироте Ване Солнцеве, попавшем в военную часть к разведчиками и ставшем сыном полка);

Осеева В. А. «Васёк Трубачёв и его товарищи» (Произведение о судьбе мальчишки Васе Трубачёве и его друзьях, чье мирное детство оборвала война);  Яковлев Ю. «Девочки с Васильевского острова» (Пронзительный рассказ о девочке Тане Савичевой, умершей вместе со всей своей семьей от голода в блокадном Ленинграде, написанный на основе её дневника.);

  • Рассматривание иллюстраций о войне;
  • Прослушивание музыки военных лет, песен о войне.
  • Вопросы, которые можно задать ребенку:

-  Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он, кто такие защитники Отечества?

-  Кто служит в армии?

- Кто такой партизан или разведчик? (Тот, кто воевал на захваченной врагом территории).

- Как люди сохраняют память о войне? (Пишут книги, стихотворения, песни, называют в честь героев городские улицы и парки, сооружают памятники).

  • Загадки, которые можно загадать ребенку во время дороги:

С ним солдаты в бой идут.

Он солдату верный друг.

Стреляет, стрекочет

Во врага попасть хочет

(автомат)

 

Смелым, сильным должен быть,

Крепко Родину любить.

Друзьям помогать

От врага народ защищать.

(солдат)

 

В кобуре лежит, молчит,

А в бою заговорит.

Громко стреляет.

Командиру жизнь спасает.

(пистолет)

 

Любой профессии военной

Учиться надо непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Чтоб в мире не было …

(Войны)

 

Все в один он миг решает,

Славный подвиг он свершает,

Он за честь стоит горой.

Кто он? Правильно...

(Герой)

  • Предложите ребенку прослушать песню «И всё о той весне…»

 

  • Поиграйте с ребенком в пальчиковую игру «Солдатская каша».

 

Мы крупу в ковше варили, (левую ладонь сложить в виде пригоршни (ковш),указательным пальцем правой руки (ложкой) «помешать кашу», остальные пальцы прижаты к ладони)

Хорошенько посолили (пальцы правой руки сложить щепоткой и показать, как солят кашу)

Здесь уже и ложка наша (правую руку положить на стол ладонью вверх; ладонь сложить в виде пригоршни (ложка)).

Так вкусна солдата каша! (облизать губы языком, показывая, как было вкусно).

  • Можно разучить пословицы:

«За правое дело стой смело»

«Жить – Родине служить»

«Счастье Родины – дороже жизни»

  • После посещения памятника «Детям войны» можно прогуляться с ребенком по парку.

     После завершения прогулки поинтересуйтесь у ребенка, что ему понравилось больше всего, предложите по возвращению домой нарисовать памятник тот, который он увидел или придумать свой памятник.

 

 

 

"Памятник лётчику А.К.Горовцу"

  Уважаемые родители!

    Вашему вниманию предлагаем маршрут выходного дня "Памятник лётчику А.К.Горовцу".

Хороший способ рассказать о войне ребёнку – пройтись с ним по памятным местам, возложить цветы и прочесть вместе надписи на памятных плитах, тем самым подав пример патриотизма детям. Наглядность – очень важна для ребёнка.

Участники: дети и родители.

Рекомендуемый возраст ребенка: 4-6 лет.

Возьмите с собой: брошюру, воду, мобильный телефон, фотоаппарат.

    Как добраться:

 на маршрутном такси № 52, 53;

 на автобусе № 12 до остановки «ул. Коммунистическая»;

 на легковом автомобиле.

Памятник расположен в сквере имени Горовца между улицами Горовца и Коммунистической.

Рекомендации для родителей: 

  1. При движении по тротуару:

- придерживайтесь правой стороны тротуара;

- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;

  1. Готовясь перейти дорогу:

- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;

- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;

- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;

- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как

  1. При выходе из дома:

- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;

- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь, нет ли за препятствием опасности. 

  1. При ожидании общественного транспорта:

- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине. 

  1. При переходе проезжей части:

- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;

- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;

- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мототранспортными средствами;

- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;

- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;

- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома; 

  1. При посадке и высадке из общественного транспорта:

- впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;

- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;

- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;

- научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне. 

  1. При движении автомобиля:

- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;

- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;

- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

 

Загадки, которые можно загадать ребенку во время дороги:

Самолет парит, как птица,

Там – воздушная граница

На посту и днем, и ночью

Наш солдат – военный… (лётчик).

                                

Саша гордо самолёт на веревочке везёт.

Он готовится к полётам, Значит, вырастет... (пилотом).

 

Держит он штурвал в руках.

В кресле сидя, в облаках

Совершает он полёт.

Он не дремлет на работе,

На работе он в полёте

Потому, что он…(пилот)  

 

Расскажите ребенку о памятнике летчику А.К. Горовцу.

Рассмотрите с ребенком памятный знак.

Памятник лётчику Александру Константиновичу Горовцу установлен в Витебске сравнительно недавно: в 1995 году.

   Александр Горовец, Герой Советского Союза, родился недалеко от Витебска, в деревне Мошканы Сенненского района. В Витебске он окончил школу-семилетку, работал слесарем, учился в аэроклубе. В начале 30-х годов учился в Полоцком лесном техникуме. В 1935 году окончил лётную школу в Ульяновске, а в июне 1942-го отправился на фронт заместителем командира эскадрильи истребительного авиаполка. Горовец совершил 74 боевых вылета, уничтожил 11 вражеских самолетов, 40 автомашин, 24 повозки. 6 июля 1943 года Александр Константинович вступил в бой с 20 немецкими бомбардировщиками и сбил 9, последний из них — тараном. Этот бой, в котором лётчик погиб, произошёл на Курской дуге. Его подвиг является признанным рекордом.

   В Витебске его именем названы улица, где ранее проживали его родители, и аэроклуб.

Стихотворение, которое можно прочитать детям во время прогулки по скверу:

«Военные летчики»

Летят на серебряных крыльях

Защитники нашей страны.

Здесь скорости сверхзвуковые,

Здесь знания очень важны.

Стать летчиком очень не просто.

Хоть небо мальчишек зовет.

Важны здесь отвага и смелость,

Лентяй в их отряд не пройдет.

     После завершения прогулки поинтересуйтесь у ребенка, что ему понравилось, предложите по возвращению домой сделать вместе с вами самолетик в технике оригами.

Не забывайте напомнить о правилах поведения в общественных местах,  при переходе проезжей части, в общественном транспорте, автомобиле. Ваши дети равняются на Вас - родителей, так что будьте для них примером во всём! Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах! 

"Прогулка в парк им. Советской Армии"

Уважаемые родители!!!!

Предлагаем Вам маршрут выходного дня «Прогулка в парк имени Советской Армии» 

         Парк «Мазурино» или Парк Советской Армии стал одной из главных достопримечательностей Витебска. Место нравится, как любителям спокойного размеренного отдыха, так и активно занимающимся спортом. Лесная зона насквозь прорезана дорожками для бега, а зимой накатанной лыжней. Благодаря чистому свежему воздуху и близости к реке Западная Двина, парк стал излюбленным местом время препровождения со всей семьей у горожан.

         Материалы в помощь родителям для организации взаимодействия с ребенком во время прогулки: 

Загадки о птицах:

Услышим звук издалека,

Трещит на ветке одиноко,

У птицы белые бока,

Воровка шустрая …

(Сорока)

 

Воркует тихо он на крыше

Его практически не слышно

Зимой на юг не улетает

Его любой прохожий знает

(Голубь)

Птица - гадалка

В лесу живет

Звонко кукует

Ответ дает

(Кукушка).

 

Загадки о деревьях:

Он могучий и огромный,

А в его зеленой кроне

Сотни крепких желудят

В шляпках крошечных висят.

И ответ слетает с губ –

Великан зовётся – …

(Дуб).

В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы.

(Береза).

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

(Ива).

 Прогуливаясь по парку, повторите с детьми правила поведения в природе. 

  • ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СУЩЕСТВУЮЩИМИ ТРОПИНКАМИ! ...
  • НЕ ПОВРЕЖДАЙТЕ КОРУ ДЕРЕВЬЕВ! ...
  • НЕ ВРЕДИТЕ РАСТЕНИЯМ! ...
  • НЕ УНОСИТЕ ИЗ ЛЕСА ДЕТЕНЫШЕЙ ЖИВОТНЫХ И ПТЕНЦОВ! ...
  • НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ПОСЛЕ СЕБЯ МУСОР!

        

        Прогуливаясь по тропинкам парка, можно поиграть в дидактическую игру «Сколько птиц на дереве» (посчитайте птиц на деревьях).

   Также предложите ребёнку поиграть в игру с движениями «Ехал царь по лесу»:

Ехал царь по лесу, по лесу, по лесу.

Нашел себе принцессу - 3 р.

Давай с тобой попрыгаем - 3.

И ножками подрыгаем - 3.

Мы ручками похлопаем - 3.

И ножками потопаем - 3.

Давай с тобой покружимся - 3.

Ну, а потом подружимся - 3.

            

         После прогулки предложите ребенку нарисовать рисунок с изображением дерева. И вспомните вместе с ребёнком:

-Какие деревья он видел в парке?

-В какие игры они играли, находясь в парке?

 

 

Памятники Витебска

 

Уважаемые родители!!!

Воспитатели группы «Мотылёк» предлагают вам маршрут выходного дня в центре           г. Витебска.

Что можно показать и  рассказать детям??

Первая остановка  - памятник Ольгерду — конная скульптура на Рыночной площади в Витебске, первый и единственный памятник великому князю Ольгерду в Республике Беларусь.

Памятник был установлен на Воскресенской площади в центре Витебска напротив Свято-Воскресенской церкви.Торжественное открытие состоялось 27 июня 2014 года подчас празднования 1040-летия Витебска. Конный памятник князю создан минским скульптором Сергеем Бондаренко и отлит на Полоцком предприятии «Технолит» в Полоцке. Конь, на котором сидит князь, идет аллюром. С вытянутой правой руки князя срывается в полёт сокол — символ княжеской власти. 

В 1318 году Ольгерд женился на дочери витебского князя Марии. Когда в 1320 году витебский князь умер, Витебское княжество отошло по наследству его зятю. Таким образом, путем династического брака Витебск и Витебское княжество вошли в состав Великого Княжества Литовского. Деятельность князя Ольгерда была направлена на укрепление и развитие города. Витебск был обнесен каменными стенами с оборонительными башнями и  были укреплены Нижний и верхний замки, в последнем Ольгердом построен княжеский дворец. За период его княжения Витебск превратился в важный форпост Великого Княжества Литовского на восточных рубежах. Князем и княгиней Марией Ярославной была возведена церковь Святого Духа в Обручевье, а также отремонтирована Благовещенская церковь XII века. Ольгерд проявил себя как талантливый политик и полководец.

Вторая  остановка это Храм Воскресения Христова на Рыночной площади.

Православный храм в Витебске, построен в 2009 году по образцу церкви XVIII века, стоявшей на этом месте и разрушенной в 1936 году.

Воскресенскую церковь часто называли Рынковой. Это название она получила за то, что находилась на рыночной площади.

10 июля 2009 года Воскресенская церковь в Витебске была торжественно освящена и открыла двери для прихожан. Интересно, что в процесс строительства каждый желающий мог внести свою лепту и, заодно, увековечить своё имя. Для этого можно было купить кирпич для постройки храма, на котором писалось имя покупателя.

Третья остановка это Памятник Фёдору Махнову  (улица Маяковского).

Памятник отлит из бронзы и вместе с цилиндром составляет 312 сантиметров. Скульптура выполнена с соблюдением всех пропорций и представляет великана в цилиндре собой Возле скульптуры находится информационная доска с инициалами и годами жизни великана из Витебской губернии.

Кратко о биографии Ф.Махнова.

Федор Махнов прожил недолгую, но яркую жизнь и был при жизни местной легендой, его прозвище – «витебский Гулливер». Он родился в 1878 году в деревне под Витебском в семье крестьянина. Из-за своего огромного роста о нем говорили как о местной достопримечательности, он использовал свою особенность: выступал в цирке и путешествовал по миру, даже побывал на гастролях в Америке. Причины аномального роста мальчика, который начался, когда ему было восемь лет, так и не выяснили. В бытовом плане Махнову было совсем не сладко: он рос с такой нереальной скоростью, что одежду ему приходилось шить чуть ли не каждую неделю. А пока мастер делал для Федора индивидуальную кровать, он успел вырасти и из нее.

Обязательно, прогуляйтесь в центре города со своими детьми и расскажите им об этих интересных достопримечательностях нашего  областного центра!!!

 

 

На "Три штыка"

 

Маршрут выходного дня «На три штыка»

 Уважаемые родители!

Предлагаем вам маршрут выходного дня.

Возраст детей: средний 4-5 лет

Участники проекта: дети, родители.

Возьмите с собой: питьевую воду, фотоаппарат или мобильный телефон, путеводитель по маршруту.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!!!

Все взрослые являются примером для детей! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами.

Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах! 

  1. ОБЪЕКТ «ОСТАНОВКА»

Нужно напомнить детям, что остановка — это общественное место. Попросить вспомнить правила поведения в общественных местах.

Спрашиваем, в каком мы городе живем.

Есть город древний на Двине, Он не стоит в кромешной тьме, Он озаряется всегда, Обходит стороной беда! Народ прекрасный в нём живёт, Тот город Витебском слывёт, И герб его Иисус с мечом, Святую веру мы несём! Княгиня Ольга нарекла И по нему течёт река, Стоят церквушки, храмы здесь, Народ в достатке, в мире весь! Прекрасны девушки вокруг, Ты не поверишь милый друг, И мир не замкнут в пустой круг, Здесь каждый брат и каждый друг! И если вдруг придёт война, То город крепкая стена, И встанут как один бойцы И будут биться за дворцы! Тысячелетия он стоит, Никто его не посрамит, И честь его не уронить, Он жив и будит долго жить! Хоть стар годами он своими, Но молод он душой своей, Побудь секунды в нём святые, Поймёшь, что он ещё живой!

- А как ты думаешь, на чем мы поедем?

Прочихается мотор -

Выбегает на простор.

И по звонкой улице

Он бежит волнуется.

Рынок, почта и вокзал,

Чтоб никто не опоздал. (Автобус)

Предлагаем рассказать о правилах поведения в общественном транспорте.

  1. ОБЪЕКТ «ХРАМ СВЯТОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

 

 

Храм достаточно молодой. Его возвели в 2000 году. При храме действует сестричество, воскресная школа и библиотека.

 

          

  1. ОБЪЕКТ «ПАМЯТНИК ВОИНАМ-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТАМ «БОЛЬ»

 

 

Памятник воинам-интернационалистам "Боль" работы известного витебского скульптора Ивана Казака – немой укор советским властям, отправившим на верную смерть в Афганистан ребят из разных уголков Советского Союза. 

Памятник воинам-интернационалистам "Боль" был возведен  2 августа 1997 года.

Скульптурная композиция "Боль" представляет собой скорбящую мать, стоящую на коленях и ее сына, как бы прошедшего через нее. Сын забинтован, и мать, пеленая его, оплакивает ребенка.  Рядом сооружена маленькая часовенка, где можно поставить свечку за упокой погибших в Афгане. По обе стороны аллеи, ведущей к памятнику, на двух гранитных плитах высечены фамилии 150 жителей города Витебска и Витебщины, погибших в Афгане. В будущем планируется украсить эту достопримечательность Витебска парком, где будут посажены ровно 150 деревьев.

  1. ОБЪЕКТ «Улица Чкалова"

Можно спросить у ребенка, знает ли он, по какой улице едем.

Расскажите ребёнку, что улица названа в честь Вале́рия  Па́вловича  Чка́лова — советского лётчика-испытателя, Героя Советского Союза. Он был командиром экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Америку.

Предложите отгадать загадку:

Он поднимает в небеса

Свою стальную птицу.

Он видит горы и леса,

Воздушные границы.

Зачем летит он в вышину?

Чтоб защитить свою страну! (Военный лётчик.)

  1. ОБЪЕКТ «Площадь Победы»

Витебская площадь Победы является самой большой площадью Беларуси. Она имеет размеры 380 на 190 метров и занимает 7,22 гектара.

Мы находимся на "массовой стороне". Здесь привлекает внимание большой панельный дом с буквами по краю крыши "Подвиг советского народа бессмертен". Этот дом, именуемый в народе "баяном", известен тем, что является первым в Витебске домом с лифтом и мусоропроводом.

На этой стороне Площади Победы зимой устанавливается главная елка города, проходят массовые праздничные гуляния. И ведь в этом случае большая свободная площадь намного удобнее парковой зоны.

На вторую сторону через ул. Ленина ведет первый в Витебске подземный переход.

ОБЪЕКТ «ПЕРЕКРЕСТОК»

Если ты гуляешь просто,

Все равно вперед гляди

Через шумный перекресток

Осторожно проходи.

Расскажите ребенку о перекрёстке

Ты, конечно, прекрасно знаешь, что такое перекрёстки, и не раз их видел. В дорожном движении перекрёстки играют большую роль.

Для того чтобы обеспечить безопасное движение на перекрёстках, на них устанавливают светофоры и дорожные знаки, наносят на проезжую часть горизонтальную дорожную разметку.

Перекрёсток — это место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. 

ОБЪЕКТ «ПОДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД» (можно загадать ребёнку загадку).

По шоссе машины мчатся. Чтобы с ними не встречаться, Вниз по лесенке нырнём — Пешеходный путь найдём. (Подземный переход)

На площади находится мемориальный комплекс в честь воинов-освободителей, партизан и подпольщиков Витебщины – главное мемориальное сооружение города, открытое к 1000-летию Витебска в 1974 году. Комплекс  включает бассейны двух фонтанов, 10 гранитных пилонов, скульптурные композиции и главный монумент. Он представляет собой три трапециевидных 56-метровых обелиска из железобетона и мраморной крошки, объединенных на 6-метровой высоте монолитным фризом, на гранях которого помещены рельефы «Воины», «Партизаны» и «Подпольщики». У подножия монумента горит Вечный огонь.

Можно спросить у ребенка, что такое Вечный огонь.

Рядом разбит парк Победителей общей площадью 4 гектара. В 2010 году в нем была создана Аллея воинской славы с экспозицией из 13 единиц боевой техники времен Великой Отечественной войны и послевоенного периода.        

Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что он знает о Великой Отечественной войнеи где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).

Возвращаясь домой, спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник – это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).

 

 

 

 

Медцентр - Площадь победы

Начать знакомство с памятными местами и мемориалами Витебска можно с главной площади нашего города - Площади Победы, на которой находится самый главный знаковый объект Витебска - мемориальный комплекс "Три штыка"("Освободителям Витебска - советским воинам, партизанам и подпольщикам"), в котором запечатлен бессмертный подвиг народа. Три штыка величественно возвышаются над городом, напоминая горожанам вновь и вновь о прожитых суровых годах и о великой жертве советского народа во имя Победы.

Над проектом работали скульпторы Б. Марков, Я. Печкин и архитектор Ю. Шпит. Техническая документация была подготовлена в 1971 году. Работы завершились в 1974 году. Мемориальный комплекс в Витебске открыли в честь 1000-летия города и 30-летия со дня освобождения от немецко-фашистских захватчиков. 

В 2009 году начались реставрационные работы. Асфальт был заменен красной тротуарной плиткой. Бронзовые скульптуры у обелиска очистили, затонировали и покрыли воском. Вместо сквера высадили туи, установили сцену и светодиодные экраны. Еще неподалеку от мемориального комплекса «Три штыка» в Витебске появились фонтаны и дополнительная подсветка. Реконструкцию завершили в 2010 году.

Мероприятия в честь государственных праздников проводятся именно в этом месте. Зимой здесь заливают каток, а перед Новым годом елка украшает площадь.

Сегодня мемориальный комплекс "Три штыка" является главным украшением площади Победы в Витебске. Издалека трудно не заметить три суживающихся кверху 56-метровых пилона-обелиска трапециевидной формы. Вверху, на высоте примерно пяти метров, обелиски объединены в единую композицию при помощи монолитного фриза, на трех гранях которого выполнены рельефы, прославляющие бессмертный подвиг воинов, партизан и подпольщиков. Но пилоны соединены не только внешне – внутри также имеется кольцо, соединяющее три обелиска, с надписью "Слава героям". А под ним, на символичном постаменте в форме пятиконечной звезды, зажжен Вечный огонь – как дань памяти трагическим страницам истории Витебска, мужеству горожан и всего советского народа. Особенно красив комплекс в вечернее время, когда на город спускаются сумерки. В свете ночных огней мемориал выглядит еще более торжественно. Особую изысканность комплексу придает оригинальная подсветка каждого его элемента.

Отдав дань памяти подвигу советского народа у мемориала "Три штыка", неторопливо прогуляйтесь по Площади Победы – самой большой белорусской площади. Побродите по Парку Победителей, насладитесь убаюкивающим шепотом листвы - и вы почувствуете прилив сил.

Парк Победителей, который еще до 2010 года был сквером Калинина, но в преддверии 65-летия победы в Великой Отечественной войне скверу присвоили судьбоносное название – Парк Победителей. И это неудивительно, ведь этот парк является украшением и богатым дополнением Площади Победы. 

Гуляя по парку, вы не заметите, как пролетит время. Ведь в Парке Победителей вы не только сможете окунуться в удивительный мир впечатляющих видов Витебска, но и прогуляться по Аллее воинской славы, где представлена боевая техника периода Великой Отечественной войны. Военная авиация, десантная техника, танки, артиллерия, парашютная вышка, армейская походная кухня и стрелковый тир – интересных моментов в парке Победителей настолько много, что здесь можно гулять часами и все равно вас будет преследовать ощущение, будто вы что-то все равно забыли посмотреть.

              

Следует отметить, что новый облик Парку Победителей придают специально оборудованный спуск к реке, аккуратные газоны и ухоженные дорожки, которые манят прогуляться под густыми шапками деревьев. Здесь любят проводить свободное время не только взрослые, но и дети: и тем, и другим найдется занятие по душе. В Парке Победителей есть все необходимое для полноценного отдыха: и размеренное течение жизни, и развлекательные аттракционы для детей и молодежи.

Пройдя дальше по улице Калинина и свернув на улицу Щербакова-Набережная, вы сможете увидеть на здании типографии (напротив торгового центра "Марко-сити") Мемориальную доску в честь подпольщиков В. Д. Корнешонка и Е. Я. Волчка

Медцентр - ул. Суворова

Отправляемся на следующую экскурсию по местам памяти. Маршрут автобуса №12 довезёт нас до остановки Улица Советская. И потом движемся по пешеходной улице Совецкой к Скверу Героев Отечественной войны.

В честь столетия победы в войне 1812 года, в сквере героев Отечественной войны 1812 года был установлен одноимённый памятник. 26-метровый обелиск расположен на каменном пьедестале. На его вершине установлен бронзовый двуглавый орёл. Рядом с монументом расположены пушки, отлитые по образцу XVIII века. В июле и октябре 1812 года под Витебском шли кровопролитные бои. Погибшим в них и посвящён мемориал.

Сразу возле сквера, на берегу Двины расположено Воинское кладбище "Успенская Горка".

Мемориальный комплекс на Успенской горке был создан в память солдатам, сражавшимся за Витебск в годы Великой Отечественной войны.

Это не самое многочисленное по количеству захороненных в нём солдат воинское кладбище. Здесь похоронено 16 офицеров, трое из которых — Герои Советского Союза, и почётный житель Витебска Минай Шмырёв. Всего на территории кладбища расположено 12 могил: 1 братская и 11 одиночных.

Первые захоронения в сквере осуществлялись в конце июня 1944, когда был освобождён город. Спустя некоторое время они были размещены в одну линию. Памятники были сделаны из дерева и по внешнему виду напоминали пирамидки. Забор был тоже деревянный. Ещё позже ограждение стало металлическим, а в 1956 году по сторонам комплекса установили две бетонные фигуры солдат со склонёнными знамёнами, которые были обращены лицом к Двине.

В 60-летию Великой победы в 2005 году памятник решили отреставрировать. Ограду обновили: столбики в ней теперь сделаны из красного гранита. Что касается фигур солдат, то их тоже видоизменили: изготовили из полимербетона бронзового цвета. Пьедестал облицован красным гранитом. Воинов решили повернуть лицом к посетителям.

Дальше, двигаясь по улице Путна, мимо музыкального колледжа им. Солертинского и музея М.Шагала, мы попадём в парк Партизанской славы им. Миная Шмырёва. В этом парке установлен памятник «Детям войны».

Открыт в Витебске 25 июня 2011 года в рамках празднования Дня города

Автор монумента — витебский скульптор Валерий Могучий.

Памятник представляет собой фигуры мальчика-подростка и маленькой девочки, сидящих на ступенях разрушенного дома. В руках у мальчика краюха хлеба, которую он отдаёт девочке. В основании памятника бронзовая призма с надписью: «ДЕТЯМ ВОЙНЫ». Монумент расположен на постаменте, выполненном из красного и серого гранита. Площадка вокруг памятника выложена тротуарной плиткой. Возле монумента проводятся различные торжественные мероприятия, посвящённые Великой Отечественной войне.

А ведь на самом деле в этом памятнике Витебска запечатлен не просто отдельный эпизод войны, а великая трагедия белорусского народа. Только весной 1944-го из Витебска в Германию угнали 2,4 тысячи детей. Еще 6 000 детей вместе со своими родителями стали живым заслоном во время отступления немецко-фашистских захватчиков. А сколько детей было замучено в концлагерях – трудно сосчитать…

Белорусский поэт Владимир Ермакович посвятил этому памятнику такие строки:

«Где мальчик голодный, одетый в обноски,
Свой хлеба кусочек сестре отдает.
Пусть памятник этот скорбящий, неброский,
Для помнящих всех обелиском встает».

Так же в парке находится музей Миная Шмырёва.

Открытие этого музея Витебска состоялось в 1969 году и было приурочено к празднованию 25-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. В четырех экспозиционных залах музея представлено более 1,5 тысяч экспонатов: личных вещей, документов, фотографий, наград комбрига, карт и схем времен Великой Отечественной войны, предметов партизанского быта, книг, посвященные деятельности Шмырева. Очень много оружия экспонируется в залах музея, начиная от парабеллума и заканчивая авиационным снарядом. 

  

Своеобразным продолжением экспозиции музея является мемориальный парк, на территории которого установлен скульптурный бюст комбрига, дубовая аллея, посаженная бывшими партизанами в 1977 г., воссозданы партизанские землянки.

Если пройти дальше по улице Ленина, мимо центрального входа на Смоленский рынок, и свернуть направо по улице Краснобригадной, мы сможем увидеть ещё один памятник - Стела в честь патриотов городского подполья, на месте казни членов подпольной группы Л.Д. Берёзкиной, казнённых 22 сентября 1942 года.

Всего в оккупированном Витебске действовало около 60 подпольных групп, которые собирали сведения о расположении немецких частей, доставали необходимые документы, направляли партизанам медикаменты. Памятник был установлен в 1968 г., авторы проекта — архитектор А.Бельский и скульптор А.Павлючук.

Открытие мемориала было приурочено ко Дню Победы 9 мая. На восьмиметровой прямоугольной стеле, сложенной из гранитных блоков с врезанной в нее гранитной плитой, слегка сдвинутой относительно вертикальной оси – горельефное изображение лиц юноши и девушки, символизирующих собирательный образ борцов подполья.

На нижней части стелы располагается памятная надпись с фамилиями героев-подпольщиков из молодежной группы Лидии Березкиной и других патриотов, павших от рук оккупантов. В годы военного лихолетья они не побоялись наладить контакты с бригадой «Алексея», активно выполняли задания партизан, проводили диверсии, добывали бланки документов, распространяли листовки.

Медцентр - Краеведческий музей

Ратуша - самое узнаваемое место нашего города. Сейчас в ней располагается краеведческий музей.

Одна из экспозиций музея посвящена Великой отечественной войне.

Витебщина фактически с первых дней войны и до полного освобождения белорусских земель летом 1944 года была ареной военных действий и политики геноцида. Здесь проходили масштабные сражения и военные операции, важные для дальнейшего хода военных действий, в т. ч. танковое сражение под Сенно в июле 1941 года, операция «Багратион» – одна из крупнейших наступательных операций в ходе всей Второй Мировой войны и др. Уникальным явлением партизанского движения на Витебщине стало создание в тылу врага территорий, освобожденных от гитлеровцев и подчиненных им местных властей.

Постоянная экспозиция, посвященная событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на Витебщине, была создана в 1994 году. В 2020 году была проведена ее модернизация, в ходе которой обновлены фотодокументальные материалы, расширены темы обороны и освобождения г. Витебска, добавлены персональные комплексы и личные вещи участников освобождения Витебщины, представлены материалы по теме восстановления г. Витебска в послевоенный период. Экспозиция оснащена современными техническими средствами, которые позволяют значительно расширить темы, связанные с событиями Великой Отечественной войны на Витебщине. В инфокиосках представлена: информация о Героях Советского Союза, участниках обороны и освобождения г. Витебска, участниках партизанского и подпольного движения, материалы которых хранятся в фондах музея, о также материалы о наиболее важных и интересных предметах, не вошедших в экспозицию; уникальные коллекции боевых листков и фотографий оккупированного Витебска; материалы акции «И в памяти, и в семейном альбоме».

Обновленная экспозиция дополнена художественными инсталляциями «Сражение под Сенно» (Лепельский контрудар) и «Разминирование г. Витебска».

На протяжении вот уже 75 лет Витебский областной краеведческий музей является носителем исторической памяти о подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Музей – одно из крупнейших хранилищ артефактов, связанных с событиями периода войны. Первые из них были приняты в фонды музея уже в августе 1944 года, а последние (материалы партизана 1-й Белорусской бригады Ячменева Е.В.) – в феврале 2020 года.

В фондах УК «ВОКМ» хранятся личные вещи ГСС П.М. Машерова, Ф.Т. Блохина, М.Ф. Шмырева и др., личные вещи, награды, документы и фотографии участников партизанского и подпольного движения, солдат Красной Армии, принимавших участие в обороне и освобождении города Витебска и Витебской области, фотографии оккупированного Витебска, документы оккупационных властей, предметы, переданные в фонды музея поисковыми группами, и многое другое.

Метров 50 вверх по Суворова и налево - на улицу комиссара Крылова, с которой открывается изумительный вид на восстановленный Свято-Успенский собор. Перед кафедральным собором в конце Крылова стоит двухэтажное историческое здание духовной семинарии (ул. Крылова,7). Именно в нем с августа 1941-го по декабрь 1943 года размещалась оперативная команда немецкой службы безопасности (СД-9). Подвальные помещения нацисты приспособили под тюрьму, а на 1-м этаже находились комнаты пыток.

Сейчас здесь располагается Экспозиция «Памяти патриотов Витебщины». 

Единственный в Республике Беларусь и на постсоветском пространстве музей, экспозиция которого  размещена в подвалах бывшей фашистской тюрьмы СД, где в годы Великой Отечественной войны были зверски замучены тысячи советских патриотов, в т.ч. и славная дочь белорусского народа В.З.Хоружая. В экспозиции размещены фотодокументальные материалы, рассказывающие о Витебске периода оккупации, патриотах и подпольщиках, замученных здесь. В камерах восстановлены обстановка и надписи на стенах, сделанные узниками.

В верхних этажах здания размещались кабинеты, где велись допросы, подвалы служили тюремными камерами. По неполным данным только за период с 18 июля по 18 декабря 1942 г. через застенки СД прошло 3026 человек.

В отреставрированных камерах представлены фотодокументальные материалы о томившихся здесь героях витебского подполья: Вере Хоружей, Софье Панковой, Евдокии Сурановой, Антонине Ермакович, Раисе Шеряковой, Эдуарде Гребенькове, Лидии Березкиной и др.