Образовательный процесс

Образовательный процесс в учреждении дошкольного образования осуществляется в соответствии с учебно-программной документацией образовательной программы дошкольного образования (ст. 143 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

Требования к содержанию учебно-программной документации образовательного процесса, уровню подготовки воспитанников определяет образовательный стандарт дошкольного образования (ст. 135 Кодекса Республики Беларусь об образовании)

Целью реализации содержания настоящей учебной программы является разностороннее развитие личности воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, компетенций, необходимых для приобретения социального опыта, подготовки к продолжению образования.

Задачи реализации настоящей учебной программы:

формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

формирование нравственной, эстетической культуры и культуры в области охраны окружающей среды и природопользования;

формирование культуры здоровья, физической культуры личности ребенка;

формирование у воспитанников на основе разнообразного образовательного содержания гуманного отношения к себе и окружающему миру, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию;

обеспечение разностороннего развития личности ребенка, а также создание условий для его ранней социализации;

развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;

приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;

обеспечение преемственности между дошкольным образованием и І ступенью общего среднего образования.

Организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников

Специально организованная деятельность с воспитанниками – это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования формы образовательного процесса – игра и занятие.

Учебный план детского сада разрабатывается на основе типового учебного плана дошкольного образования (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 мая 2023 г.    № 152 "Аб змяненні пастановы Міністэрста адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 15 жніўня 2019 г. №139),  содержания учебной программы дошкольного образования (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 4 августа 2022 г. № 229 « Об утверждении учебной программы дошкольного образования») и утверждается руководителем учреждения дошкольного образования.

Учебный план включает в себя:

перечень образовательных областей: «Физическая культура», «Ребенок и общество», «Элементарные математические представления», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Развiцце мовы i культура мауленчых зносiн», «Подготовка к обучению грамоте», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Художественная литература»;

количество учебных часов на изучение образовательных областей по группам воспитанников;

общее количество учебных часов( игр, занятий в неделю);

максимально допустимую нагрузку в неделю на одного воспитанника ( в астрономических часах).

   Занятие с воспитанниками в учреждении дошкольного образования не отождествляется с занятием как дидактической формой учебной деятельности, а рассматривается как увлекательный и занимательный процесс в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, направленный на решение задач учебной программы дошкольного образования в специально организованной деятельности воспитанников.

Нерегламентированная деятельность воспитанников – это игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые самостоятельно организуются детьми или возникают с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве. Нерегламентированная деятельность включает:

самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками развивающей предметно–пространственной  среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или индивидуально;

организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.

В учреждении дошкольного образования организация образовательного процесса осуществляется круглогодично с общей продолжительностью каникул 112 дней: летние - 92 календарных дней, зимние – 10 календарных дней; весенние – 10 календарных дней. В период каникул специально организованные формы (игра, занятие) с воспитанниками не планируются, проводится физкультурно- оздоровительная и художественно – эстетическая работа.

Обучение и воспитание осуществляются на белорусском или русском языках. Основной язык обучения и воспитания (белорусский или русский) определяется его учредителем с учетом пожеланий законных представителей воспитанников.

К использованию в образовательном процессе допускаются учебники, учебные пособия и иные учебные издания, официально утверждённые либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования, определенной частью 2 пункта 10 статьи 86 Кодекса Республики Беларусь об образовании. Учебные издания, предназначенные в образовательном процессе в учреждениях дошкольного образования, допускаются при наличии соответствующего грифа.

Срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет и девяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников