педагог-психолог

Педагог – психолог

в учреждении дошкольного образования.

 

    В первую очередь целью деятельности педагога – психолога в учреждении дошкольного образования является содействие полноценному развитию личности воспитанников, обеспечение их успешной адаптации и социализации, сохранение и укрепление здоровья, предупреждение отклонений в развитии и поведении.

Педагог-психолог занимается вопросами, связанными с развитием познавательных процессов детей, особенностями развития их эмоционально – волевой сферы, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми и т.д. 

     Родители часто не могут чётко сформировать проблему, с которой они обращаются к педагогу - психологу. Педагог - психолог не подружка, с которой можно долго беседовать о своих настоящих и мнительных опасениях. К врачу мы обращаемся с вполне конкретной проблемой: болит горло, высокая температура. И педагог - психолог ждёт чёткой формулировки: не может выучить стихотворение, невнимателен, ленится, плаксив и т.д.

      Когда  вы приходите на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу, задавая свой вопрос, расскажите подробно о ребенке (токсикоз во время беременности, родовая травма, замкнутость/открытость, любимые игрушки, друзья, так далее) и о семье (полная - неполная, бабушки-дедушки, братья-сестры, благополучная-неблагополучная и так далее). Чем больше будет информации, тем реальнее будет помощь.

Очень трудно бывает работать с родителями, которые слишком многого хотят от ребёнка. Ребёнок не всегда может повторит  путь своих родителей, их способности и склонности, разделять их интересы и т.д. Такие родители должны понимать, что у ребенка нет никаких «проблем» просто он другой, не такой как его мама или папа.

    Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим родителям. Одна из этических профессиональных норм педагогов - психологов, одна из их заповедей – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка сообщается только родителям в индивидуальной беседе.

 

 Практика показывает, что непонимание  родителями роли педагога - психолога в учреждении дошкольного образования приводит к избеганию и отказу от встреч с ним. 

  Хочется сразу разъяснить ситуацию педагог - психолог и психиатр, (с которым часто сравнивают) имеют существенные различия в родесвоей деятельности.

Психиатр - врач, занимающийся отклонениями(нарушениями) в психической сфере человека. Он может поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикаментозное лечение, дать направление в специализированное учреждение образования.

   Педагог - психолог (детский) - педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Он не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда. 

  Основным методом работы педагога - психолога является - наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости, педагог - психолог проводит индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии(творческая деятельность). Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия.

   К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях учреждения дошкольного образования, на занятиях с педагогом - психологом, является недостаточным.

   Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро «сойдет на нет». Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с педагогом - психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему.

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ

 

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШКГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

Консультации

Гиперопека детей

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ

Кризис 7-ми лет

Кризис семи лет - этап психического развития между дошкольным и младшим школьным возрастом. Обычно сопровождается определенными изменениями в характере ребенка и кризисом в воспитании.

        Взрослея и развиваясь, ребенок переживает стабильные и кризисные периоды. Стабильные периоды в развитии ребенка отличаются спокойным течением, постепенным усовершенствованием имеющихся способностей. Кризисные же  сопровождаются качественными изменениями психики, которые затрагивают личность, социальные отношения.

        Основными характеристиками кризиса 7 лет у ребенка являются вопросы дисциплины, и сложности в соблюдение им социальных правил. Проявляется подражанием взрослым, манерничаньем, упрямством, своеволием, утратой наивности и непосредственности. Данные проявления кризиса можно наблюдать у детей с 5 до 8 лет. Продолжительность переходного этапа составляет 6-9 месяцев.

        Четких временных сроков начала и окончания определенного возрастного этапа нет. На подобное деление влияет индивидуальное развитие, воспитание и характер общения ребенка. Так, например, трехлетний кризис может начаться и в 2,5 года, а закончится около 4,5 лет, а первые признаки кризиса 7 лет могут проявиться и в 6 лет.  

        Выраженность симптомов кризиса зависит от психологических особенностей членов семьи, методов воспитания. Кризис остро переживается возбудимыми детьми, при гиперопеке и авторитаризме матери, отца.

Итак, Вы можете столкнуться с такими признаками

кризиса 7 лет:

  • нелепое вредное поведение;
  • искусственная наигранность;
  • плохая усидчивость и вертлявость;
  • во время кризиса 7 лет дети начинают паясничать и передразнивать

        родителей;

  • клоунада со стороны ребенка.

Во время кризиса 7 лет вышеописанные признаки сопровождаются следующими эмоциональными и поведенческими особенностями:

  • быстрая утомляемость;
  • вспыльчивость и раздражительность;
  • рассеянность и как следствие, плохая успеваемость;
  • замкнутость и застенчивость либо, наоборот – агрессивность;
  • поиск авторитета – именно в кризис 7 лет у ваших чад появляются друзья старшего возраста в основном забияки и хулиганы;
  • в период становления многим детям свойственно недооценивать себя и сравнивать с остальными.

Осложнения кризиса 7 лет.

        Дети с затянувшимся, запаздывающим кризисом испытывают трудности перехода от дошкольного детства в младший школьный возраст – ведущей деятельностью остается игра, принимаются внешние признаки роли ученика, но сохраняется сильная эмоциональная привязанность к матери. Вынужденное посещение школы провоцирует реакции активного/пассивного протеста (нарушения поведения), развитие невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Рекомендации при кризисе семи лет

  • Все негативные симптомы кризиса 7 лет у ребенка связаны с внутренним протестом относительно возрастающих требований дома и в школе. Все негативные симптомы кризиса 7 лет у ребенка связаны с внутренним протестом относительно возрастающих требований дома и в школе. Слишком много в одночасье переходит в категорию «нужно делать», а у ребенка сразу  же появляется бесконечное «не хочу – не буду».
  • Одной из причин острого проявления конфликтов кризиса 7 лет является несоответствие именно вашего отношения к ребенку. Может быть, дайте ребенку немножко свободы – пусть сам в себе разберется. Не так сильно ограничивайте его – только контролируйте и направляйте бережно.
  • Ваш малыш уже вырос – не нужно так опекать его. Дайте ему возможность расправить крылья, и когда он сам придет за советом, тогда уж и вы покажете свою родительскую заботу.
  • Давайте ребенку возможность спорить с вами. Если в кризис 7 лет у него имеется свое мнение, пусть аргументирует его. В таком случае он научится безосновательно не требовать чего-либо, а вы научитесь слышать и считаться с его мнением.
  • Особенностью кризиса 7 лет является непослушание. Если ребенок отказывается придерживаться обычного распорядка дня – не заставляйте его. Уточните, сколько времени ему понадобится, чтобы закончить все дела – пусть чувствует себя взрослым. Во время кризиса 7 лет психологи рекомендуют общаться с ребенком на равных: задавать взрослые вопросы, давать возможность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Профилактика осложнений при кризисе 7 лет.

      Профилактика осложнений и затяжного течения кризиса основана на изменении отношения родителей к детям. Необходимо, демонстрировать уважение, равноправие, предоставлять ребенку больше свободы. В воспитании рекомендуется проявить гибкость, придерживаться системы принятых правил, но оставлять пространство для самостоятельности, выбора.