ВСЕ РАЗЛИЧНЫ

09.01.2024

ВСЕ РАЗЛИЧНЫ – ВСЕ РАВНЫ: ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ТОЛЕРАНТНОМУ ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ

С каждым годом к системе инклюзивного образования подключается все больше дошкольных учреждений, в связи с этим повышается актуальность вопросов, которые касаются нахождения особенных детей в группе, необходимости их социализации. Не менее важен и правильный поход к тому, чтобы рассказать здоровым детям и их родителям о сверстниках с особенностями в развитии.

У детей иной жизненный опыт, поэтому они бурно реагируют на все, с чем встречаются впервые. В этот момент на взрослых возлагается ответственность за то, какая модель поведения закрепится у ребенка при реакции на те или иные ситуации, это касается и отношения детей к людям с инвалидностью. 

Работа по формированию толерантного отношения сверстников к особенным детям должна быть целенаправленной и поэтапной.

Сначала нужно рассказать детям о многообразии и отличиях людей в мире, об особенностях детей с инвалидностью, их возможностях и ограничениях, о помощи, которая им требуется, о приспособлениях, необходимых им для жизни. Для этого можно: рассматривать и обсуждать картинки, смотреть фильмы, в которых показано поведение людей в окружающем мире, читать воспитанникам художественную литературу, проводить беседы.

Следующий этап – формирование отношения к особенным детям. Именно в этот момент происходит закрепление знаний и представлений, ранее полученных ребёнком. На данном этапе важно выработать у детей позитивные оценки к людям вне зависимости от цвета кожи, внешности или особенностей психофизического развития. Иными словами – ко всему, что окружает ребёнка в соответствии с нравственными устоями общества. У детей формируются такие важные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уважение, милосердие, сочувствие и сопереживание. На данном этапе целесообразно использовать: личный пример значимых для ребенка взрослых, совместное обсуждение различных жизненных ситуаций, чтение художественной литературы соответствующей тематики.

Следующий шаг – этап формирования устойчивого толерантного отношения к особенным детям. Необходимо научить детей анализировать свои собственные поступки, осознавать, что от поведения каждого из них зависит очень много. Важно показать детям пути противостояния жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого; встать на чью-либо сторону; если возникает такая необходимость, защитить не только свои интересы, помочь. Также необходимо научить ребенка организовывать взаимодействие с партнером независимо от каких-либо его особенностей, в том числе, особенностей здоровья. Именно так он учится сочувствию, сопереживанию, эмоциональной саморегуляции, толерантному поведению.

Безусловно, этот этап самый непростой и, возможно, что в дошкольном возрасте он не будет реализован полностью. На данном этапе можно использовать: игровую и практическую деятельность, поощрение в случае проявления ребенком межличностной толерантности, создание ситуаций, предполагающих толерантное поведение.

Особое значение в формировании толерантного сознания и поведения ребенка имеет семья. Поэтому одним из ключевых условий формирования у дошкольников толерантного отношения к особенным детям выступает эффективное взаимодействие педагогов и родителей.

Семья даёт ребёнку первый опыт социализации. Именно от родителей ребёнок получает навык взаимодействия с людьми, первые уроки общения, учится принимать мнение окружающих, с уважением относиться к своим близким. Необходимо проводить целенаправленную работу с родителями воспитанников, разъяснять им важность воспитания у детей культуры общения. Помнить, что личный пример воспитывает у детей чувство уважения к другим взглядам. Очень сложно сформировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают сами родители.

Толерантность – норма времени. Сегодняшние дети будут жить в мире, когда бояться особых людей и отстраняться от них будет просто стыдно. Сегодня обществу необходима личность, которая способна с уважением относиться к мнениям, взглядам, поведению других людей