Методический кабинет

Образовательный процесс в учреждении дошкольного образования

Образовательный процесс в учреждении дошкольного образования осуществляется в соответствии с учебно-программной документацией образовательной программы дошкольного образования (ст. 151 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

Требования к содержанию учебно-программной документации образовательного процесса, уровню подготовки воспитанников определяет образовательный стандарт дошкольного образования (ст. 143 Кодекса Республики Беларусь об образовании)

Целью реализации содержания учебной программы является разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.

Задачи реализации учебной программы:

формирование культуры здоровья, физической культуры личности ребенка;

формирование у воспитанников на основе разнообразного образовательного содержания гуманного отношения к себе и окружающему миру, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию;

обеспечение разностороннего развития личности ребенка, а также создание условий для его ранней социализации;

развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;

 приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;

формирование гражданственности и национального самосознания, патриотических чувств, нравственной, эстетической и экологической культуры;

обеспечение преемственности между дошкольным образованием и І ступенью общего среднего образования.

Организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников

Специально организованная деятельность с воспитанниками – это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования формы образовательного процесса – игра и занятие.

Учебный план яслей – сада разрабатывается на основе типового учебного плана дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 августа 2019 года № 139 "Об утверждении типового учебного плана дошкольного образования"), обновленного содержания учебной программы дошкольного образования (–Постановление Министерства Республики Беларусь от 15 августа 2019 года №138 « Об утверждении учебной программы дошкольного образования») и утверждается руководителем учреждения дошкольного образования.

Учебный план включает в себя:

перечень образовательных областей: «Физическая культура», «Ребенок и общество», «Элементарные математические представления», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Развiцце мовы i культура мауленчых зносiн», «Подготовка к обучению грамоте», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Художественная литература»;

количество учебных часов на изучение образовательных областей по группам воспитанников;

общее количество учебных часов( игр, занятий в неделю);

максимально допустимую нагрузку в неделю на одного воспитанника ( в астрономических часах).

   Занятие с воспитанниками в учреждении дошкольного образования не отождествляется с занятием как дидактической формой учебной деятельности, а рассматривается как увлекательный и занимательный процесс в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, направленный на решение задач учебной программы дошкольного образования в специально организованной деятельности воспитанников.

Нерегламентированная деятельность воспитанников – это игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые самостоятельно организуются детьми или возникают с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве. Нерегламентированная деятельность включает:

самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками развивающей предметно–пространственной  среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или индивидуально;

организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.

В учреждении дошкольного образования организация образовательного процесса осуществляется круглогодично с общей продолжительностью каникул 110 дней: летние - 90 календарных дней, зимние – 10 календарных дней; весенние – 10 календарных дней. В период каникул специально организованные формы ( игра, занятие) с воспитанниками не планируются, проводится физкультурно- оздоровительная и художественно – эстетическая работа.

Обучение и воспитание осуществляются на белорусском или русском языках. Основной язык обучения и воспитания (белорусский или русский) определяется его учредителем с учетом пожеланий законных представителей воспитанников.

К использованию в образовательном процессе допускаются учебные издания, содержащие с учетом возрастных особенностей обучающихся систематизированные сведения научного или прикладного характера, необходимые для реализации образовательной программы, изложенные в форме, удобной для организации образовательного процесса, в порядке, определенной частью 2 пункта 9 статьи 94 Кодекса Республики Беларусь об образовании. Учебные издания, предназначенные в образовательном процессе в учреждениях дошкольного образования, допускаются при наличии соответствующего грифа.

Срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет и девяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников

Годовые задачи учреждения дошкольного образования на 2021/2022 учебный год

1. Активизировать работу по формированию у воспитанников элементарных математических представлений посредством эффективных методов и приемов.

 

2. Приобщать детей дошкольного возраста к художественной литературе посредством интеграции различных видов деятельности.

 

 

Прогнозируемые результаты реализации первой годовой задачи

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ:

Повысили свой профессиональный уровень в области «Элементарные математические представления».

Создают необходимые условия для развития у воспитанников мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, классификации).

Владеют эффективными игровыми формами, методами и приемами при формировании у воспитанников элементарных математических представлений. Оказывают профессиональную помощь родителям в формировании математических представлений, навыков измерительной деятельности у детей дошкольного возраста.

ДЕТИ:

Хорошо сформированы умения и представления:

- пространственной  и временной

ориентировки;

- группировки и классификации;

- о геометрических фигурах;

- владение параметрами величин согласно возрасту;

- владение способами построения сериационных рядов.

Проявляется повышенный интерес к содержанию и процессу познания, открытия нового.

РОДИТЕЛИ:

Знают психологические особенности восприятия формы предметов и геометрических фигур детьми дошкольного возраста.

Создают в семье условия для формирования математических представлений, сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений у детей дошкольного возраста.

Развивают у своего ребёнка психические функции мышления, внимания, памяти, воображения, используя игровую деятельность.

Прогнозируемые результаты реализации второй годовой задачи

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ:

Педагогические работники и специалисты учреждения дошкольного образования активно взаимодействуют между собой, а так же  с воспитанниками по вопросу приобщения детей  к художественной литературе.

Создают эффективные условия для наилучшего восприятия  детьми произведений художественной литературы.

Рационально используют художественную литературу в качестве средства для воспитания у дошкольников  интереса к искусству слова. Активно взаимодействуют с родителями по проблеме приобщения детей дошкольного возраста к чтению.

ДЕТИ:

Имеют представления о литературных произведениях разных жанров, способны замечать их характерные особенности, средства выразительности.

Понимают эмоционально-образное содержание и нравственный смысл литературного произведения, анализируют поступки героев.

Развивается память, умение выстраивать причинно-следственные связи, речь.

Проявляется потребность слушать литературные и фольклорные произведения; интерес к книге, художественному слову.

РОДИТЕЛИ:

Понимают ценность художественной литературы (слова) в воспитании детей дошкольного возраста.

Ориентированы на нравственное воспитание детей в условиях семьи посредством художественной литературы.

Повысился интерес к семейному чтению.

Осознают потребность тесного взаимодействия семьи и учреждения дошкольного образования в вопросе разностороннего  развития детей.